Второй тур досрочной гонки за главный государственный пост в Абхазии завершился победой Бадры Гунбы, ранее занимавшего пост вице-президента при экс-главе республики Аслане Бжании. Характер прошедшей кампании и ее результаты выявили серьезный кризис в абхазской политике.
Соседский фактор. Традиционно Москва не демонстрирует явной поддержки отдельным кандидатам в Абхазии, поскольку во внутреннем политическом поле республики отсутствуют антироссийские силы. Однако осенний кризис, вызванный протестами оппозиции якобы против инвестиционного соглашения с РФ, обратил взор Кремля на ситуацию в южнокавказской республике.
Мягкая сила. Поддержка Гунбы со стороны России носила комплексный характер: визиты в Москву, встречи с Сергеем Кириенко и российскими министрами, гуманитарная подача электричества — все указывало на серьезные планы по взаимодействию. Поддержание здоровых торгово-экономических и социально-культурных связей двух стран легли в основу медиакампании Гунбы.
Скрытая угроза. Последние месяцы борьба за власть шла с высокой степенью ожесточенности, и нападение на избирательный участок в Гагрском районе в день выборов лишь подчеркнуло градус напряженности. Открытые СК РФ уголовные дела, в том числе по статье «Терроризм», указывают на серьезность ситуации и готовность России активно реагировать на возможные угрозы стабильности в регионе.
Долгий путь. Итог выборов не означает полного урегулирования кризиса в регионе. Гунбе предстоит не только консолидировать власть, но и выстраивать баланс между интересами Абхазии, стратегическим партнерством с Россией и взаимоотношениями с другими соседями. От того, насколько эффективно он справится с этой задачей, будет зависеть устойчивость политической системы республики в ближайшие годы.