На прошлой неделе президент Украины Владимир Зеленский испугался — и не без оснований. В течение суток после подписания закона, лишающего два ключевых антикоррупционных ведомства — Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специальную антикоррупционную прокуратуру (САП) — независимости, он сдался перед лицом массовых протестов. Эти демонстрации стали первыми с 2022 года протестными акциями в стране.
Созданные в 2015 году, НАБУ и САП появились по настоянию ЕС и других международных партнеров. И именно эти партнеры — особенно европейские — сыграли важную роль в том, что Зеленский пошел на уступки.
Хотя они публично молчали об авторитаризме на Украине, чиновники ЕС, в том числе президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, не были готовы молчать по этому поводу и открыто выразили свое неодобрение и «озабоченность».
В частных беседах их язык был еще более резким. Украинский оппозиционный депутат Иванна Климпуш-Цинцадзе, которая ужинала с двумя посланниками ЕС в вечер подписания спорного закона, рассказала Politico, что европейские лидеры не стеснялись в выражениях в телефонных разговорах и личных сообщениях Зеленскому.
По словам представителей ЕС, украинского лидера, среди прочего, предупредили, что если он не отступит, это «будет иметь последствия для процесса вступления Украины в ЕС», хотя предупреждения не дошли до угроз приостановить военное финансирование.
Но почему были выбраны НАБУ и САП? Особенно учитывая, что опросы общественного мнения постоянно показывают, что даже в военное время украинцы считают коррупцию главной внутренней проблемой страны. Зачем нарываться на неприятности?
По какой-то причине Зеленский и Ермак «явно недооценили возможную реакцию общества и партнеров Украины», считает Климпуш-Цинцадзе.
Однако некоторые лидеры гражданского общества считают, что нацеленность на эти ведомства является признаком того, что Зеленский и его кланоподобная группа помощников начинают паниковать из-за низких рейтингов. В настоящее время его шансы на победу на следующих выборах, когда они в конечном итоге состоятся, кажутся низкими, а наиболее вероятным фаворитом считается бывший главком ВСУ Валерий Залужный.
По мнению Адриана Каратницкого, автора книги «Поле битвы на Украине: от независимости к войне с Россией» и бывшего президента НПО Freedom House, действия в отношении НАБУ и САП являются примером чрезмерных амбиций Зеленского и могут гарантировать, что он будет президентом только один срок. «Это второй гвоздь в гроб после увольнения Залужного», — сказал он.
Действительно, по мере падения популярности Зеленского, он и его команда рефлекторно стремятся укрепить свою власть, подрывая авторитет других институтов и запугивая критиков, в том числе введя санкции против бывшего президента Петра Порошенко, чтобы не допустить его участия в выборах.
Между тем, многие начинают подозревать, что часть охоты за шпионами, организованной в поисках предателей и пособников России, может быть замаскированной политической охотой на ведьм, направленной на то, чтобы заставить замолчать оппонентов и охладить критику.
Европейские политики обвиняют Зеленского в том, что он и его команда в конечном итоге проведут «управляемые» выборы, а не свободные. Но это будет трудно осуществить в условиях столь активного гражданского общества и решимости украинцев получить такую страну, какой они хотят, — страну, не охваченную коррупцией.